Система зажигания для
"Самары"
Довольно частые отказы
электронного коммутатора 36.3734 в
системе зажигания снижают
эксплуатационную надежность
автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109. Для
улучшения процесса поджигания
горючей смеси в двигателе этих
автомобилей увеличен искровой
промежуток в запальных свечах и
повышено выходное высоковольтное
напряжение, развиваемое системой
зажигания. Из-за импульсных
выбросов в цепи первичной обмотки
катушки зажигания, достигающих 400 В,
имеют место случаи повреждения
выходного транзисторного ключа
коммутатора. Кроме того,
оказывается неисправной
микросхема. В результате ремонт
коммутатора становится
недоступным для многих
автолюбителей.
Описываемое ниже устройство
предназначено для замены вышедшего
из строя коммутатора 36.3734. Оно
может работать совместно с
бесконтактным
датчиком-распределителем,
установленным на двигателе
указанных автомобилей. При этом
зазор запальных свечей следует
уменьшить, что снизит нагрузку на
изоляцию свечей, высоковольтных
проводников, распределителя.
Уменьшение искрового зазора
компенсировано увеличением
энергии и длительности искрового
разряда, причем зазор пробивается
дважды в течение одного цикла
искрообразования.
За основу устройства взят блок,
описанный в [1], в котором изменена
схема источника запускающих
импульсов и введены элементы,
обеспечивающие работу блока от
бесконтактного датчика 40.3706. Для
проверки работоспособности
датчика, блока и запальных свеч, а
также для облегчения налаживания,
введен имитатор датчика.
Предусмотрена цепь противоугонной
блокировки.
Блок зажигания состоит из
одновибратора (VT1, VT2), усилителя
тока (VT3), выходного ключа (VT4) и
разрядного ключа (VS1). Разъем Х1
соединяет блок с бортовой сетью
автомобиля, катушкой зажигания Т2 и
датчиком (на схеме не показан).
Обозначение контактов и
проводников такое же, как и у
заменяемой системы зажигания [2]. SA1
- противоугонный выключатель.
При повороте ключа в положение
<Зажигание включено> через контакт
4 разъема Х1 к блоку поступает
питание от бортовой сети.
Напряжение на бесконтактный датчик
подведено через
фильтр-стабилизатор R4C1VD1. В
источнике запускающих импульсов,
выполненном по схеме
одновибратора, транзистор VT1
открыт, а VT2 закрыт. Время- задающий
конденсатор С4 заряжен через
резисторы R8, R9 и эмиттерный переход
транзистора VT1 до напряжения,
ограниченного стабилитроном VD3.
Если сопротивление выходной
цепи датчика велико, то конденсатор
СЗ цепи запуска одновибратора
заряжен через резисторы R1-R3 до
напряжения на конденсаторе С1.
В момент искрообразования выходное
сопротивление датчика резко
уменьшается, поэтому конденсатор
СЗ разряжается по цепи: резистор R2
- нормально замкнутые контакты
кнопки SB1 - контакт 6 разъема -
датчик - контакт 3 - резистор R3.
Отрицательный импульс с
резистора R3 поступает на
эмиттерный переход транзистора
VT1 через диод VD2 и закрывает его, а
транзистор VT2 открывается.
Конденсатор С4 перезаряжается
через диод VD4 и резисторы R10, R5, R6.
Таким образом, одновибратор
вырабатывает положительный
импульс длитель-ностью 2,3...2,5 мс.
Работа этого узла подробно описана
в [1].
Изменяя сопротивление цепи R5R6,
можно в широких пределах
регулировать длительность
импульса одновибратора и
соответственно время накопления
энергии в катушке зажигания Т2.
Резистор R10 ограничивает ток в
разрядной цепи времязадающего
конденсатора С4. Введение резистора
R9 уменьшает длительность импульса,
формируемого одновибратором на
высокой частоте искрообразования.
Это приводит к ограничению
максимального тока, потребляемого
устройством, на уровне около 5 А (по
остальным характеристикам блок
аналогичен описанному
в [1]).
В том случае, если датчик находится
в состоянии, при котором его
выходное сопротивление мало, блок
формирует искру при каждом нажатии
на кнопку SB1 и каждом ее отпускании.
Замыкание контактов
противоугонного выключателя SA1
вызовет шунтирование стабилитрона
VD3 цепью VD5R11. При этом длительность
импульса, сформированного
одновибратором, уменьшится до 0,8 мс,
что вызовет резкое уменьшение
энергии искры и нарушение пуска
двигателя.
Чем меньше сопротивление резистора
R11, тем слабее искра.
Устройство лучше всего собрать в
корпусе от неисправного
коммутатора 36.3734, который уже
содержит разъем Х1. Если же выбран
корпус другой конструкции, то для
подключения устройства необходимо
использовать штепсельный разъем
ШР, причем проводники от контактов 1
и 4 должны иметь сечение не менее 1,5
мм2 и минимальную длину. Для
улучшения охлаждения диод VD10 и
транзистор VT4 крепят к корпусу
устройства (диод - через слюдяную
прокладку). На корпусе также
устанавливают имитатор
датчика-кнопку SB1.
Конденсатор С1 в блоке- К53-1А; С2, СЗ,
С5-К10-7В;
С4-К73-9 или К73-17; С7- К52-1. Резистор R5
- СПЗ-6а. Стабилитрон VD1 можно
заменить на любой другой с
напряжением стабилизации 12...14 В,
VD3-на КС168А. Диоды КД522А можно
заменить на КД521, Д223, Д220 с любым
буквенным индексом. Кнопка
SB1-КМ1-I, выключатель SA1 -МТ1-I или
любой другой.
Намоточные характеристики
разделительного трансформатора Т1
указаны в [1]. Устройство не критично
к параметрам магнитопровода и
числу витков этого трансформатора.
Его можно заменить импульсным
трансформатором заводского
изготовления, например, И-58, И-48,
МИТ-3, МИТ-9. Обмотки трансформатора
должны быть подключены строго по
схеме.
Катушка зажигания Т2 - Б114 с любым
буквенным индексом,
предварительно
переделанная так, как это описано в
[1 ].
Налаживание проводят при одиночных
запускающих импульсах от кнопки SB1,
как это описано в [1]. Следует
помнить, что с увеличением частоты
искрообразования среднее значение
напряжения на накопительном
конденсаторе С6 уменьшается, а
максимальное остается близким к 100
В - это не является признаком
неисправности устройства.
Так как длительность искрового
разряда достигает 4,8 мс, для более
полной передачи энергии на свечи
зажигания и уменьшения обгорания
распределительной пластины на
бегунке распределителя зажигания
надо удлинить ее рабочий конец. О
том, как это сделать, можно
прочитать в [4]. Переделанный
бегунок нормально работает и в
исходной системе зажигания.
Применяемая в устройстве катушка
зажигания Б114 имеет высокое
сопротивление вторичной
обмотки (около 20 кОм), поэтому
помехоподавительный резистор
на бегунке можно исключить, замкнув
его проволочной перемычкой
диаметром 0,25... 0,4 мм.
Рекомендуемый искровой зазор в
свечах зажигания - 0,5...0,6 мм.
В. БЕСПАЛОВ г. Кемерово
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалов В. Блок электронного
зажигания.- Радио, 1987, № 1, с.
25-27.
2. Чепланов В., Пустельников О.
Система зажигания ВАЗ-2108:
неисправности и их устранение.- За
рулем, 1987, № б, с. 28, 29.
3. Беспалов В. Наша консультация.-
Радио, 1987, № 8, с. 62.
4. Синельников А. X. Электроника в
автомобиле.- М.: Радио и связь 1985; с.
32.
|