|
|
РЕЛЕ УКАЗАТЕЛЯ ПОВОРОТОВ НА КР512ПС10
Схема(Рис.1)
Печатная плата(Рис.2,3)
Реле указателя поворотов, уста-новленное на транспортном сред-стве, предназначено для прерывистого включения сигнальных ламп перед ма-неврированием. Время от времени реле выходит из строя и встает вопрос о его ремонте или, что сейчас реальнее, за-мене на самодельное. Кроме того, мно-гие водители стремятся дополнительно оснастить свои автомобили звуковым сигнализатором включения указателя поворотов - это облегчает контроль за работой реле.
Описания самодельных реле указате-ля поворотов и звуковых сигнализато-ров к ним уже не раз были опубликова-ны в журнале. Я предлагаю вниманию читателей еще один - очень простой - вариант реле указателя поворотов, ос-нащенного звуковым сигнализатором. Устройство способно работать как от двенадцативольтового источника тока, так и от шестивольтового, т.е. пригодно и для установки на многие модели мо-тоциклов. Периодичность включения ламп и звуковых сигналов - 1 с.
Простота схемного решения обус-ловлена в основном применением мик-росхемы КР512ПС10, обладающей ши-рокими возможностями [1]. На этой микросхеме (DD1 на рис.1) собран за-дающий генератор, работающий на зву-ковой частоте 1 кГц. С выхода Q1 счет-чика микросхемы прямоугольные им-пульсы частотой 1 Гц поступают на вход ключевого усилителя тока, со-бранного на транзисторах VT1-VT4. На базу транзистора VT1, кроме этого, поступают через резистор R2 импульсы с частотой 1 кГц непосредственно с задающего генератора.
Параметрический стабилизатор VI) 1 R3 служит для питания микросхе-мы DD1 стабильным напряжением. Ключевой усилитель тока питается не-стабилизированным бортовым напря-жением. Общее потребление тока ус-тройством при выключенных сигналь-ных лампах не превышает 7 мА, поэто-му отдельного выключателя питания в реле не предусмотрено.
После включения указателя поворо-тов (то есть перевода переключателя SA1 в положение, например, "П", что соответствует повороту вправо) состав-ной транзистор VT3VT4 начинает пе-риодически открываться, входя в насы-щение. Время, в течение которого со-ставной транзистор насыщен, равно 0,5 с. Следующие 0,5 с этот транзистор с частотой 1 кГц переходит из активно-го состояния в закрытое.
Форму напряжения на сигнальных лампах иллюстрирует рис. 2 (график соответствует напряжению бортовой сети Uбс=6 В). В течение половины периода напряжение Uл на лампах HL3, HL4 постоянно и равно 5,5 В, поэтому они светят практически полным нака-лом. В течение второго полупериода напряжение Uл представляет собой пос ледовательность коротких импульсов с частотой 1 кГц, лампы практически не светят, хоть их нити и остаются горячи-ми. При этом падение напряжения на лампах HL3, HL4 передается через диод VD2 на звукоизлучатель НА1, который воспроизводит звуковой сигнал часто-той 1 кГц.
При работе реле от бортовой сети с напряжением 12В резистор R3 следует заменить на другой, сопротивлением 1,5 кОм и мощностью 1 Вт. Уменьшить громкость звучания сигнала можно включением последовательно со звуко-излучателем НА1 резистора сопротив-лением 51...82 Ом.
В реле поворотов могут быть приме-нены резисторы МТ, ОМЛТ, С2-ЗЗА с мощностью рассеяния не менее 0,25 Вт. Конденсатор С1 - КЛС, КМ или К10-17. Транзисторы КТ315В за-менимы на КТ312А, КТ608А, КТ603А;
КТ313Б - на КТ630Г; ГТ806А - на ГТ701А Вместо составного транзисто-ра (VT3VT4) можно использовать КТ825А или КТ825Б, а вместо диодов КД102Б - любые другие с прямым током не менее 0,3 А.
В качестве звукоизлучателя подойдет телефонный капсюль с сопротивлени-ем не менее 50 Ом. Переключатель SA1 - тумблер П2Т-14 или любой другой со средним положением и допустимым током через контакты не менее 4 А.
Все детали реле указателя поворотов, кроме тумблера и капсюля, смонтиро-ваны на печатной плате (ее чертеж по-казан на рис. 3) из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Транзистор VT4 следует установить на массивный теплоотвод, прикрепленный к плате. Плату и капсюль размещают в коробке из листового дюралюминия, которую крепят в удобном для водите-ля месте.
При правильном монтаже и исправ-ных деталях реле налаживания не тре-бует. Если в бортовой сети переменное напряжение, ключевой усилитель тока следует питать через выпрямитель, а микросхему - от батареи из трех галь-ванических элементов 316,343,373 или от батареи 3336. При таком питании необходимость в параметрическом ста-билизаторе отпадает.
А. ИВАНОВ
г. Омск
Примечание редакции. Для более устойчивой работы транзистора VT4 сле-дует его эмиттерный переход зашунти-ровать резистором сопротивлением 200...300 Ом мощностью 1 Вт.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов А. Генератор прямоугольных импульсов инфранизкой частоты на КР512ПС10. - Радио. 1991, №12, с. 32, 33.
2. Каталог интегральных микросхем, часть 3.1. Графический материал, с. 221. - ЦКБ "Дейтрон", 1990.
РАДИО № 7, 1993 г.
|
|