АВТОЭЛЕКТРОНИКА - Схемы электронных устройств для автомобиля
Начальная страница
Устройства корректировки УОЗ, коммутаторы и т.п.

Регуляторы напряжения, устройства контроля бортовой сети

Электронные датчики температуры, давления, уровня, положения и прилагающиеся устройства к ним

Устройства для поворотников, стеклоочистителей и им подобные

Автосторожи(сигнализации)

Приборы для настройки и восстановления узлов автомобиля.(Внебортовые приборы)

Электроника для визуализации работы отдельных блоков автомобиля, помещаемая на торпедо

Электроника служащая для улучшения комфорта в автомобиле

Продвинутые процессорные устройства контроля, корректировки, управления, реализуемые на чипах типа PIC, Altera и др.

Все остальные схемы, не вошедшие в вышеперечисленные группы.

Новые публикации



Полезные ссылки по электронике



Гостевая книга



Несколько способов реально заработать





МОДЕРНИЗАЦИЯ КВАЗИАНАЛОГОВОГО ТАХОМЕТРА


МОДЕРНИЗАЦИЯ КВАЗИАНАЛОГОВОГО ТАХОМЕТРА ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
СХЕМА
Прибор, описанный в статье В. Чуднова <Квазианалоговый тахометр> (<Радио>, 1992, № 8, с.25, 26), на мой взгляд, следует считать удачной в целом попыткой создания полезного для автолюбителей бортового указателя. Вместе с тем очевидно, что дискретность индикации частоты вращения, равная 400 мин ', позволяет составить лишь общее представление о динамике работы двигателя. Такая дискретность менее всего соответствует режиму малых и средних оборотов коленчатого вала двигателя, когда особенно важно знать истинное значение параметра для налаживания экономайзера, регулятора опережения зажигания и пр. Потому было бы желательно уменьшить дискретность шкалы, скажем до 50 мин ', без существенного схемного усложнения устройства.
Для этого я предлагаю весь интервал измерения разбить на несколько <растянутых> участков. Один из возможных схемных вариантов реализации такой идеи представлен ниже. Основное его отличие от прототипа состоит в добавлении узла подсчета числа переносов информации со счетчика DD3 в регистр хранения DD4 (см.схему). Узел составлен из сдвигового регистра DD6 и еще одного регистра хранения DD7 с индикаторами HL17- HL20. Тумблер SA1 служит для выбора шкалы прибора ~ <Обзорной> или <Растянутой>. Для синхронизации работы узлов устройства потребовалось сформировать еще одну последовательность импульсов. Дополнительный формирователь образуют цепь C4R6 и инверторы DD1.5 и DD1.6.
Длительность импульсов низкого уровня на выходе задающего генератора (DD1.1 и DD1.2) для обзорного режима устанавливают равной 60 мс вместо 75 мс резистором R2 и выбором времязадающих элементов C1R1. Дискретность индикации будет равна 500 мин-1, а работа устройства - полностью соответствовать описанию прототипа. Правда, верхний предел измерения частоты вращения увеличится до 8000 мин-1, т. е. период следования импульсов с датчика искрообразования будет меньше 4 мс, поэтому длительность выходных импульсов одновибратора DD2 в обзорном режиме установлен равным 3 мс (выбором элементов R12C6).
Длительность импульсов высокого уровня на выходе А задающего генератора может быть произвольной (в рассматриваемом случае около 1 мс), но необходимо соблюдение условия: суммарная длительность импульсов высокого уровня на выходе инверторов DD1.4 и DD1.6 (об этом еще будет сказано) должна быть меньше.
При переходе на растянутую шкалу емкость времязадающсго конденсатора в генераторе увеличивается в 10 раз - контактная группа SA1.1 вместо конденсатора С1 подключает C2. Таким образом, длительность выходных импульсов низкого уровня, а именно они определяют время измерения, будет теперь равно 600 мс, дискретность индикации уменьшится до 50 мин-1.
Счетчик DD3 будет переполняться при частоте вращения коленчатого вала около 800 мин-1 и формировать сигнал переноса в виде минусового перепада напряжения на выходе 8. Поскольку этот выход соединен со входом С1 сдвигового регистра DD6, при низком уровне на входе EL регистра в нем произойдет сдвиг информации так, что в младшем разряде установится уровень, действующий на входе DO - в нашем случае низкий, что удобно для последующей индикации.
Таким образом, сдвиговый регистр способен запомнить четыре переноса со счетчика, и на его выходах последовательно установится низкий уровень. Если переполнении счетчика было, например, всего два, то на выходах 1 и 2 будет низкий уровень, а на остальных двух - высокий, так как предварительно в сдвиговый регистр записаны единицы.
Когда на выходе А генератора низкий уровень сменится высоким, будет запрещен (по входу EL) сдвиг информации в регистре DD6. По этому же плюсовому перепаду на выходе генератора инвертор DD1.4 сформирует импульс Б высокого уровня длительностью, определяемой элементами СЗ, R5. С небольшой задержкой на выходе инвертора DD1.6 будет сформирован импульс В, длительность которого определена элементами С4, R6.
По высокому уровню импульса Б происходит перезапись информации со сдвигового регистра в запоминающий регистр DD7 и со счетчика в запоминающий регистр DD4. Плюсовой перепад импульса В переключает счетчик DD3 в нулевое состояние, а последующий минусовой устанавливает высокий уровень на выходах сдвигового регистра DD6, так как на его входы D1-D4 подан сигнал 1. Прибор готов для измерения очередного значения частоты вращения.
Светодиоды HL1 -HL16 отражают состояние счетчика DD3, зафиксированное в регистре DD4, a HL17-HL20 - число переполнении счетчика (число переносов), т. с. указывают на участок измерительного интервала, соответствующий текущему значению частоты. Таким образом, если ни один из светодиодов HL17-HL20 не светит, то измерение происходило на первом участке - до 799 мин-1; если светит только HL17 - на втором участке - 800...1599 мин-1; HL17 и HL18 - 1600...2399 мин-1. Свечение всех четырех светодиодов соответствует участку 3200...3999 мин-1.
Оказывается <растянутым> самый интересный интервал частоты вращения коленчатого вала двигателя. Остальное можно просмотреть и на <Обзорной> шкале.
Следует обратить внимание на формирование запускающих импульсов из импульсов, поступающих с прерывателя. Дело в том, что одновибратор DD2 устраняет последствия <дребезга> контактов прерывателя только при их размыкании.
У механического прерывателя <дребезг> возникает и при замыкании контактов. Поэтому необходимо дополнительно формировать запускающий импульс интегрирующей целью R7VD3C5 и инвертором на транзисторе VT1. Для более надежного подавления <дребезга> контактов на <Растянутой> иосале длительностью задержанного импульса с выхода одновибратора DD2 желательно увеличить до 60 мс подключением дополнительного конденсатора С7 секцией SA1.2 переключателя, так как измеряемая частота вращения коленчатого вала двигателя в этом режиме не превышает 4000 мин-1.
А. МАСЛОВ
г. Сурск Пензенской обл.
Хостинг от uCoz