АВТОЭЛЕКТРОНИКА - Схемы электронных устройств для автомобиля
Начальная страница
Устройства корректировки УОЗ, коммутаторы и т.п.

Регуляторы напряжения, устройства контроля бортовой сети

Электронные датчики температуры, давления, уровня, положения и прилагающиеся устройства к ним

Устройства для поворотников, стеклоочистителей и им подобные

Автосторожи(сигнализации)

Приборы для настройки и восстановления узлов автомобиля.(Внебортовые приборы)

Электроника для визуализации работы отдельных блоков автомобиля, помещаемая на торпедо

Электроника служащая для улучшения комфорта в автомобиле

Продвинутые процессорные устройства контроля, корректировки, управления, реализуемые на чипах типа PIC, Altera и др.

Все остальные схемы, не вошедшие в вышеперечисленные группы.

Новые публикации



Полезные ссылки по электронике



Гостевая книга



Несколько способов реально заработать





ПРОСТОЙ АВТОСТОРОЖ


Предлагаемое вниманию читателей автомобильное охранное устройство по характеристикам близко к опубликованному в статье В. Ивашкова "Электронный автосторож" ("Радио", 1990, № 6, с. 30, 31), но содержит значительно меньшее число деталей. При напряжении питания 12... 14 В сторож потребляет от батареи аккумуляторов в дежурном режиме ток не более 180 мкА.
Схема устройства изображена на рис. 1. После включения питания тумблером SA1 поступает напряжение к узлам сторожа и начинается медленная зарядка конденсатора С6 через резистор R11. В это время на выходе инвертора DD1.4 действует низкий уровень, конденсаторы СЗ и С4 разряжены. Идет выдержка времени, в течение которой владелец автомашины может выйти из салона и закрыть за собой дверь. Через отрезок времени, равный " 0,7-R11-C6 (время - в секундах, если сопротивление в мега-омах, а емкость - в микрофарадах), на выходе инвертора DD1.4 установится высокий уровень и сторож перейдет в дежурный режим.
Если теперь открыть крышку багажника или капот, замкнутся контакты SF1 <ли SF2, на выходе инвертора DD1.1 возникнет высокий уровень и начнется зарядка конденсатора С4 через резистор R6 и диод VD5, а также конденсатора СЗ через диод VD8. К зарядке этих конденсаторов приведет и включение зажигания; при этом откроется транзистор VT1, обеспечивая низкий уровень на входе инвертора DD1.1.
Через короткое время конденсаторы СЗ и С4 будут заряжены ,и на выходе инвертора DD1.3 установится низкий уровень, разрешающий работу генератора импульсов, собранного на инверторах DD1.5, DD1.6. Последующее закрывание капота (багажника) и выключение зажигания не позволит разряжаться конденсаторам СЗ, С4 благодаря наличию диодов VD5, VD6, VD8.
С частотой следования импульсов генератора (1...2 Гц) начинает открываться транзистор VT2, коммутирующий цепь реле звукового сигнала автомобиля. Слышны звуковые сигналы тревоги, которые повторяются в течение времени около 0.7-R9-C3. После этого сторож снова переходит в дежурный режим.
При открытых капоте или багажнике, при включенном зажигании сигналы тре-воги подаются до тех пор, пока либо не будет обесточен сторож тумблером SA1, либо не будут закрыты капот, крышка багажника и выключено зажигание.
Если в дежурном режиме будет открыта дверь салона автомобиля, быстро зарядится конденсатор СЗ, а через время 0,7-R10-C4 (обычно 7...12 с) и конденсатор С4. За этот промежуток времени сторож должен быть выключен, иначе зазвучит тревожный сигнал. Все временные выдержки могут быть изменены соответствующим выбором номиналов вре-мязадаюших цепей.
Узел C2R14VD10C7 служит для сглаживания скачков напряжения в бортовой сети, превышающих 15 В, и для защиты от помех. Диод VD1 защищает транзистор VT2 от бросков напряжения самоиндукции, могущих возникать на обмотке реле звукового сигнала. Диод припаян к выводам этого реле.
Детали автосторожа смонтированы на печатей плате из фольгир о ванного стек-лотекстолита толщиной L5 мм. Чертеж платы показан на рис. 2. В устройстве применены резисторы МЛТ, С2-33. Конденсаторы К50-16, К^-35 (оксидные), КМ-6, K73-I7 (остальные). Применение . оксидньк конденсаторов К50-6 крайне нежелательно из-за их большого тока утечки и слишком малой надежности.
Диоды VD2, VD4-VD9 могут быть любыми кремниевыми; VD3 - любой, выдерживающий прямой ток не менее 0,3 А (например, из серий КД208, КД209). Диод VD1 лучше выбирать импульсный из серий КД521, КД522). Вместо КТ3102ЕМ в стороже можно использовать любой транзистор из серий КТ3102, КТ342 или транзисторы КТЗ 15 Б, КТ315Г, КТ315Е; вместо КТ829А - любой из серий КТ829, КТ972 или составной из КТ315 и КТ817 с любыми буквенными индексами.
Микросхему К561ЛН2 можно заменить на КР1561ЛН2 или 564ЛН2 с некоторой коррекцией платы. Как крайний случай, можно использовать две микросхемы К176ЛА7, но придется серьезно изменить рисунок печатных проводников на плате, а также заменить стабилитрон КС215Ж другим, на напряжение 8...9 В, и резистор R14 двумя, каждый сопротивлением 180 Ом мощностью 2 Вт, включенными параллельно.
Точки на плате, имеющие нумерацию от 1 до 8, соединяют проводниками с соответствующими контактами разъема XI. Разъем XI -МРН-8-1 или другой с необходимым числом контактов.
А. ГЕРМАН
г. Гродно, Беларусь
Радио 4 - 93 г
Хостинг от uCoz